Музыкальный стиль Джаз

Июль 4th, 2012 →

Вид музыкального искусства, появившийся в конце XIX — начале XX века в США в результате слияния африканской и европейской культур, впоследствии он получил повсеместное распространение. Характерными чертами джаза изначально были импровизация, полиритмия и свинг — уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры.

Истоки этого жанра связаны с блюзом, возникшим в конце XIX века как синтез африканских ритмов и европейской гармонии.

Традиционным джазом считается стиль, исполнявшийся в Новом Орлеане в период с 1900 по 1917 года. Это время также называли «Эпохой джаза». Такую музыку могли играть и в Чикаго новоорлеанские музыканты.

Развитие джаза в США в первой четверти XX века

С закрытием Сторивилла джаз стал превращаться в общенациональное музыкальное направление. На это повлияли многочисленные гастроли новоорлеанских музыкантов с «водевильными» труппами. Значительно повлияли на расширение влияния джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи и по Миссури до Канзас-Сити.

Стили джаза

  • Свинг — Сложился на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Исполнители: Frank Sinatra, Joe Pass, Norah Jones, Michel Legrand, Benny Goodman и Oscar Peterson.
  • Бибоп — Сформировался в начале 40-х годов и открыл собой эпоху модерн-джаза. Характерны быстрый темп и сложные импровизации, основанные на изменении гармонии, а не мелодии. Отличительная черта — эпатажная манера поведения и внешнего облика исполнителей. Исполнители: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Макс Роуч, Бад Пауэлл и Телониус Монк.
  • Биг-бэнды — Джазовые оркестры, которые были особо популярны в 1930-х.
  • Мейнстрим — Стиль свободного клубного джаза конца 1930-х.
  • Северо-восточный джаз. Страйд — Музыка этого жанра пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг и Гудман перебрались в Нью-Йорк, благодаря чему он превратился в главную концертную площадку джаза. Здесь находиличь такие легендарные клубы, как Коттон Клаб, Минтон Плейхаус, Савой, Вилидж Вэнджуард и Карнеги Холл.
  • Стиль Канзас-сити — Для него характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской. Исполнители как биг-бенды, так и маленькие свинговые ансамбли, демонстрировавшие очень энергичные соло.
  • Джаз Западного побережья — Стиль 50-х, который сформировался под влиянием нонета Майлза Дэвиса. Свои композиции исполнители записывали в Лос-Анджелесе.
  • Кул (прохладный джаз) — С конца 1940-х годов начал развиваться менее яростный, более гладкий подход к импровизации, который был смоделирован по образу светлой и сухой игры. Альбом «Рождение кула» трубача Майла Дэвиса, записанный в 1949—1950 годах является воплощением лиризма и сдержанности кул-джаза.
  • Прогрессив-джаз — Основным отличием этого жанра является стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом. Музыканты стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводили в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области гармонии и тональности.
  • Хард-боп — Разновидность джаза, возникшая из бопа в 50-е гг. прошлого века. Отличается жестокой, экспрессивной ритмикой, опорой на блюз. Является стилем современного джаза.
  • Ладовый (модальный) джаз — Этот стиль отличается гармонически статичной, построенной почти исключительно на мелодии форме джаза. Темпы могли применяться от медленного до быстрого, но все же, музыка имела непостоянный, извилистый характер, она отличалась чувством неторопливости. Чтобы создать более экзотический эффект, в качестве «модальной» основы использовали неевропейские гаммы — индийские, арабские и африканские.
  • Соул-джаз — Так иногда называют всю негритянскую музыку, которая связана с блюзовой традицией. Для этого стиля характерна опора на традиции блюза и афроамериканского фольклора. Основанная на госпелах и блюзе музыка соул-джаза пульсирует афроамериканской духовностью.
  • Грув — Является ответвлением соул-джаза. Этот стиль рисует мелодии блюзовыми нотами и отличается исключительной ритмической сосредоточенностью. Его второе название «фанк». Произведения этого стиля полны радостных эмоций, которые приглашают слушателей танцевать, как в замедленном, блюзовом варианте, так и в быстром темпе.
  • Фри-джаз — Этот стиль сформировался к концу 1950-х годов. Он отличается разнообразными изменениями в структуре и чувстве музыки. Также характерен отказ от последовательности аккордов, поэтому музыка может двигаться в любом направлении. «Свинг» изменялся или вообще игнорировался. Пронзительная, лающая, конвульсивная мелодия заполнила полностью этот новый звуковой мир.
  • Криэйтив — Направление «Криэйтив» появилось благодаря проникновению в джаз элементов экспериментализма и авангарда. Элементы джаз-авангарда всегда считались «экспериментальными». Новые формы экспериментализма, которые появлялись в джазе в 50-е, 60-е и 70-е годы наиболее радикально отходили от традиций, введя в практику новые элементы тональности, ритмов и структуры. В музыкальную тему не обязательно могли быть включены свинговые ритмы и мелодии.
  • Фьюжн — Этот стиль появился в конце 1960-х и сначала назывался джаз-роком. В него вошли такие элементы, как рок-ритмы, электроника и расширенные треки. Но здесь все таки сохранились начала джаза — свинговый бит и блюзовый материал. Постоянным акцентом у исполнителей были импровизация и мелодичность.
  • Смуc-джаз — Стиль отличается намеренно подчёркнутой отполированностью звучания. Здесь исключена импровизация. В инструментарий смус-джаза входят электрические клавишные инструменты, гитара,альт- или сопрано-саксофон, бас гитара и ударные. Со времён эпохи свинга он является наиболее коммерчески жизнеспособной формой джазовой музыки.