Музыкальный стиль Соул

Июнь 27th, 2012 →

Соул или сол — одно из самых эмоционально-прочувствованных, «душевных» направлений популярной музыки чернокожих жителей США, которое сложилось в конце 1950-х годов в южных штатах США под влиянием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов.

История Соула

По мнению музыкальных критиков, самым ранним примером соула является «I’ve Got a Woman» — песня, записанная в Атланте 18 ноября 1954 года Рэем Чарльзом. Другими важнейшими записями раннего соула считаются сингл «Please Please Please» Джеймса Брауна 1957 года и песня «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза, записанная в 1960 году.

В 1960-х годах соул стал самым популярным направлением негритянской музыки. Связано это было, прежде всего, с борьбой афроамериканцев за свои права. Так, например, ключевые записи, как «A Change Is Gonna Come» имели не только символически-библейское, но и актуально-политическое звучание. Самыми яркими представителями южного соула шестидесятых годов считаются Сэм Кук, Отис Реддинг, Арета Франклин и Джеймс Браун. Они также являлись участниками общественного движения, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг.

К более коммерчески ориентированным направлениям в соуле шестидесятых годов можно отнести, прежде всего, «мемфисский» жанр, представителями которого являются Эл Грин и Booker T. & the MG’s и «детройтский» соул, его исполнителями считаются Стиви Уандер и Марвин Гей. Главными идеологами детройтского соула, который был рассчитан не только на чернокожую, но и на белую аудиторию северных штатов США, являлись Смоки Робинсон, который был президентом и вице-президентом могущественного лейбла Motown Records, и Берри Горди.

Экспериментальный подход к соул-музыке в середине шестидесятых годов осуществлял продюсер Фил Спектор, который приглашал к участию в своих амбициозных проектах «соул-симфоний» не только чернокожих артистов, как, напрмер, Тину Тёрнер, но и белых исполнителей — дуэт The Righteous Brothers.

В семидесятых годах соул в некоторой степени уступает популярность танцевальному направлению в ритм-энд-блюзе — фанку. Наиболее популярным в те годы был мягкий «филадельфийский» соул, который от классического соула отличался усложнёнными, сочными аранжировками и введением элементов фанка. В эти годы к музыке в стиле соул стали обращаться и многие белые музыканты европейского происхождения, например, к ним относятся Ван Моррисон, в некоторых случаях Дэвид Боуи и Элтон Джон. Американцы соул в исполнении этих артистов называют с ироничей «голубоглазым».

Начиная с начала восьмидесятых годов соул переживает новый подъём, поскольку имнно на эти годы выпадает творчество исполнителя Принса. Таким оразом, этот жанр смог встать на одну ступень с фанком, который является одним из основных коммерческих стандартов обновлённого ритм-энд-блюза. В конце девяностых годов, когда интерес к классическому соулу стал возрождаться, возникло ретроспективное направление «нео-соула», представителями которого можно считать Лорин Хилл, Алишу Киз, Эрику Баду и Джона Ледженда.