Музыкальный стиль Даб

Июнь 29th, 2012 →

Это музыкальный жанр, который появился на Ямайке в начале 1970-x годов. Сначала записи в этом жанре представляли собой песни в стиле реггей с удалённым вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным направлением, многие считали его психоделической и экспериментальной разновидностью реггей. Благодаря музыкально-идейным наработкам даба смогли появиться технологии и культура ремиксов. Кроме этого, даб прямо или косвенно, но все же повлиял на развитие новой волны и таких жанров, как хаус, хип-хоп, трип-хоп, драм-энд-бэйс, даб-техно и других.

Характеристика Даба

По звучанию даб можно охарактеризовать, главным образом, плотной мощной басовой линией, обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на перкуссии и ударных и общим пространственным звучанием композиций. Поскольку даб является производным направлением от регги, басовые линии составляются по канонам, которые считаются типичными для этого жанра.

История Даба

Этот жанр получил название «даб» благодаря «копированию» песен в стиле реггей их инструментальным, ориентированным на ритм версиями на оборотной стороне синглов. К середине семидесятых годов это направление образовало свой собственный полноценный стиль, который открыл новый простор для звукорежиссёрских экспериментов. В 1967 году начали перезаписывать или пересводить песни реггей, но только без вокала, в то время диск-жокеи обнаружили, что на вечеринках и в танцклубах люди с удовольствием поют эти песни. К 1969 году некоторые из диск-жокеев начали говорить под эти инструментальные версии, и тем самым часто изменяли уже знакомый текст песни.

Одним из самых заметных из «ранних» ди-джеев является Ю-Рой, который получил известность благодаря импровизированным диалогам с певцами на записях. Аудиосистема, на которой играл Ю-Рой, принадлежала звукорежиссёру Кингу Табби. Табби экспериментировал, делая ремиксы инструментальных дорожек, выбрасывая все или почти все вокальные партии, если они были, увеличивая громкость ритм-секции и добавляя новые эффекты, например,такие как реверберация и эхо. Большинство поклонников реггей считало это освобождением музыки от всего лишнего, чтобы добраться до её естественной сути. Ремиксы Кинга Табби были, чуть ли не важнее самих оригиналов. С 1974 года начали появляться альбомы, которые полностью состояли из «дабов», с заметными влияниями миксов Табби. Первым полноценным альбомом в стиле даб считается альбом «Pick A Dub» Кейта Хадсона, выпущенный в 1974 году.

Пиком популярности даба считается конец 70-х годов, к этому времени он становится известным в Британии и США, а многие рок-музыканты, например, The Police, Public Image Ltd, The Clash, The Pop Group и The Slits стали заимствовать элементы даба в свою собственную музыку.

Также к ранних продюсерам относится Ли «Скретч» Перри с его колоритным и утончённым стилем. К 1976 году на Ямайке даб уступал по популярности только коренному растафарианскому реггей. Также он получил распространение в Великобритании, где этот жанр был успешно освоен такими коренными исполнителями реггей, как Burning Spear и Black Uhuru. В 1980-е в Великобритании даб еще быть актуальным направлением, благодаря работам Aswad, Mad Professor и Adrian Sherwood. Позже, несмотря на появление таких новых и талантливых исполнителей, как Принс Джемми, Scientist и Майки Дред, мода на ямайскую музыку была сдвинута в сторону словесных импровизаций ди-джеев, с популярными dancehall и ragga.

Неторопливая музыка даба повлияла не только в контексте рэггей. Ставший популярным в 1990-е годы в Великобритании драм-энд-бэйс, позаимствовал многое из техники продюсирования и микширования, которая использовалась в дабе.

 На Ямайке в 1985 году с началом цифровой эры большинство даб-продюсеров начинали экспериментировать с электронным звучанием. И к 90-м годам в Великобритании появилась новая волна даб-музыки.

Великобритания стала вторым после Ямайки крупнейшим центром, в котором распространялся даб. Иммигранты из стран Карибского региона и других колоний здесь основывали многочисленные звукозаписывающие студии и лейблы, которые специализировались на афрокарибской музыке. К ним относится всемирно известная студия Ariwa Sounds, основанная Mad Professor’ом в 1979 году. Для стиля UK dub, характерны «интеллигентность», минимализм, большое влияние со стороны музыки таких стран Востока как Индия и Пакистана. Попытку отыскать новое звучание на стыке ямайского даба, ориентальных мотивов и некой «планетарной психоделики» предпринимали многие представители британского электронного андеграунда.

Во Франции даб-музыка, как и в Великобритании, испытывает восточные влияния, но здесь больше со стороны арабской, северо- и восточноафриканской музыки. Также характерно отсутствие мейнстрима — преобладающего направления развития. Местные коллективы зачастую экспериментируют и смешивают даб с элементами других музыкальных жанров от танго до психоделик-транса. Можно заметить влияние хип-хоп-культуры, например, в наложении поверх «минусовок» текстов на различные социально-политические темы. Численность и наличие инструментов в группах весьма разнообразны. К тому же очень часто могут быть использованы нехарактерные для этого жанра инструменты — флейта, аккордеон и виолончель. Также во Франции издаются такие специализированные музыкальные сборники как Dub in France, French Dub System и Dub Addicts.

Австрия известна тем, что в Вене проводится множество фестивалей и «тусовок», которые посвящены дабу.

Германия отличается тем, что традиционно в ней преобладает стиль техно.

В России стиль даб и его различные современные направления активно развиваются. Также выпускаются серии сборников «Dub Adventures in Russia», «Dub Community of Russia» и другие.

Музыкальный стиль Соул

Июнь 27th, 2012 →

Соул или сол — одно из самых эмоционально-прочувствованных, «душевных» направлений популярной музыки чернокожих жителей США, которое сложилось в конце 1950-х годов в южных штатах США под влиянием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов.

История Соула

По мнению музыкальных критиков, самым ранним примером соула является «I’ve Got a Woman» — песня, записанная в Атланте 18 ноября 1954 года Рэем Чарльзом. Другими важнейшими записями раннего соула считаются сингл «Please Please Please» Джеймса Брауна 1957 года и песня «Georgia on My Mind» Рэя Чарльза, записанная в 1960 году.

В 1960-х годах соул стал самым популярным направлением негритянской музыки. Связано это было, прежде всего, с борьбой афроамериканцев за свои права. Так, например, ключевые записи, как «A Change Is Gonna Come» имели не только символически-библейское, но и актуально-политическое звучание. Самыми яркими представителями южного соула шестидесятых годов считаются Сэм Кук, Отис Реддинг, Арета Франклин и Джеймс Браун. Они также являлись участниками общественного движения, во главе которого стоял Мартин Лютер Кинг.

К более коммерчески ориентированным направлениям в соуле шестидесятых годов можно отнести, прежде всего, «мемфисский» жанр, представителями которого являются Эл Грин и Booker T. & the MG’s и «детройтский» соул, его исполнителями считаются Стиви Уандер и Марвин Гей. Главными идеологами детройтского соула, который был рассчитан не только на чернокожую, но и на белую аудиторию северных штатов США, являлись Смоки Робинсон, который был президентом и вице-президентом могущественного лейбла Motown Records, и Берри Горди.

Экспериментальный подход к соул-музыке в середине шестидесятых годов осуществлял продюсер Фил Спектор, который приглашал к участию в своих амбициозных проектах «соул-симфоний» не только чернокожих артистов, как, напрмер, Тину Тёрнер, но и белых исполнителей — дуэт The Righteous Brothers.

В семидесятых годах соул в некоторой степени уступает популярность танцевальному направлению в ритм-энд-блюзе — фанку. Наиболее популярным в те годы был мягкий «филадельфийский» соул, который от классического соула отличался усложнёнными, сочными аранжировками и введением элементов фанка. В эти годы к музыке в стиле соул стали обращаться и многие белые музыканты европейского происхождения, например, к ним относятся Ван Моррисон, в некоторых случаях Дэвид Боуи и Элтон Джон. Американцы соул в исполнении этих артистов называют с ироничей «голубоглазым».

Начиная с начала восьмидесятых годов соул переживает новый подъём, поскольку имнно на эти годы выпадает творчество исполнителя Принса. Таким оразом, этот жанр смог встать на одну ступень с фанком, который является одним из основных коммерческих стандартов обновлённого ритм-энд-блюза. В конце девяностых годов, когда интерес к классическому соулу стал возрождаться, возникло ретроспективное направление «нео-соула», представителями которого можно считать Лорин Хилл, Алишу Киз, Эрику Баду и Джона Ледженда.

Музыкальный стиль Рок

Июнь 25th, 2012 →

Это название ряда направлений популярной музыки. Рок также является особым субкультурным явлением. В свое время хиппи, моды, металлисты, панки, готы и эмо были связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

В рок-музыке существует большое количество различных направлений: от довольно «лёгких» жанров, как, например, танцевальный рок-н-ролл, бритпоп, поп-рок, до агрессивных и брутальных жанров — грайндкора и дэт-метала. Песни могут содержать как лёгкие и непринуждённые тексты, так и мрачные, глубокие и философские стихи. Часто рок-музыку противопоставляют поп-музыке.

Истоки этого направления лежат в блюзе, из него и произошли первые рок-жанры — рокабилли и рок-н-ролл. Первые поджанры рок-музыки были возникнуты в тесной связи с эстрадной и народной музыкой – это кантри, фолк, мюзик-холл и скиффл. За все время существования рока были попытки соединить его практически со всеми возможными видами музыки. Так синтезом рока и академической музыки арт-рок, появившийся в конце 60-х, вместе с джазом в конце 60-х — начале 70-х образовался джаз-рок, в слиянии латинской музыкой появился латино-рок, а с добавлением элементов индийской музыкой был создан рага-рок. В 60-70-х годах появились фактически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важные из которых хард-рок, рок-авангард и панк-рок. В конце 70-х-начале 80-х появились пост-панк, альтернативный рок, новая волна, хардкор, а позже были созданы, такие брутальные поджанры метала как — дэт-метал и блэк-метал. В 90-х годах особенно популярными жанрами были брит-поп, гранж и альтернативный метал.

Основными центрами возникновения и развития рок-музыки являются США и западная Европа, в особенности Великобритания. Большинство текстов песен исполняются на английском языке. С некоторым опозданием национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русский рок возник в Советском Союзе в 1960—1970-х годах и достиг своего пика в 1980-х гг., продолжив свое развитие в 1990-х.

Рок-музыку обычно исполняет рок-группа, состоящая из вокалиста, гитариста, барабанщика, бас-гитариста и иногда клавишника. Не во всех коллективах бас-гитара, ритм-гитара и ударные составляют ритм-секцию. В рок-композициях могут использоваться практически все известные музыкальные инструменты.

Рок-музыка с психологической и социофилософской точек зрения

Рок, с одной стороны, считается рупором молодёжи и является музыкальным воплощением раздирающих её противоречивых настроений, в нем отображается конфликт с общепринятыми нормами. С другой стороны, это один из инструментов шоу-бизнеса, который направлен на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. И все-таки, история рока заключается на схожих циклах, в начале каждого из которых — протест, бунт, рождение новых стилей и ценностей, создание новых групп и исполнителей-основоположников стиля, а затем наступает процесс «приручения» и коммерциализации, в котором могут возникать вторичные рок-группы.

Как культурный феномен рок-музыка породила «рок-н-ролльный образ жизни», который определяет систему жизненных ценностей и своеобразный стиль поведения, своего рода философию. Но некоторые субкультуры, возникшие на основе различных течений рок-музыки, не всегда имеют с ней что-то схожее. Рок-музыка обладает драйвом — большой захватывающей энергией. Она может дать абсолютно каждому свободу от устоявшихся общественных правил и стереотипов и от окружающей действительности.

История рок-музыки

С появлением жанра рок-н-ролла началась сама рок-музыка. Первый жанр вобрал в себя черты ритм-энд-блюза, блюза, джаза, буги-вуги и кантри. Ранний рок-н-ролл развивался благодаря американским исполнителям.

Важнейшими исполнителями, заложившими основы рок-н-ролла, являются Бо Диддли, Фэтс Домино и Чак Берри. Именно Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, игре на гитаре и имидже.

Титул «короля рок-н-ролла» был завоеван белым артистом — Элвисом Пресли. Он был первым, кто записал рок-н-ролл на одном уровне с афроамериканскими артистами.

В 1957-м году гитарист Линк Рей записал композицию «Rumble», в которой впервые использовался эффект фузза на гитаре, именно от этой песни происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки.

В Англии на основе рок-н-ролла, ритм-энд-блюза, соула, а также под влиянием народной британской музыки появились группы, игравшие бит-музыку — новую форму танцевальной музыки. Поджанром этого стиля является мерсибит. Сингл «I Want To Hold Your Hand» группы The Beatles, исполненный именно в жанре мерсибит смог впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, тем самым положив начало «британскому вторжению».

С сингла группы The Kinks «You Really Got Me», который был выпущен в 1964 году, берёт свое начало «Тяжёлая» музыка. В этой песне были использованы впервые в рок-музыке «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks также отличались остросоциальными текстами и поэтому они стали идеологическими основателями субкультуры модов. Первыми стали крушить на сцене гитары представители группы The Who.

 В конце 1965—1966 годах в Америке сформировался новый музыкальный жанр — психоделический рок. Основой для него стали музыкальные поиски гаражных групп и развитие фолк-рока. Одной из первых гаражных психоделических групп стали The 13th Floor Elevators. На рост психоделической культуры повлияло развитие субкультуры хиппи и наркотики. Характерные черты жанра — «мистические» саунд и тексты песен, а также философия хиппи.

Период с 1966 по 1969 годы принято называть временем расцвета «классического рока», в него входят все основные направления музыки 60-х годов. В начале 70-х годов наибольшим коммерческим успехом начали пользоваться новые жанры хард-рок, глэм-рок и прогрессив-рок.

Музыкальный стиль Хип-Хоп

Июнь 22nd, 2012 →

Это музыкальный жанр, в котором ритмичная музыка сочетается с наложенной на нее речитативом, также может использоваться мелодичный куплет. Хип-хоп сочитает в себе диджеинг и эмсиинг.

Этот жанр имеет очень много направлений: как «лёгкие» такие как поп-рэп, так и агрессивные — хардкор-рэп, хорроркор. Тексты песен могут варьироваться от легких и непринужденных до поднятия социальных проблем.

Главным «прародителем» хип-хопа считается фанк. Также на становление жанра повлияли соул, ритм-энд-блюз, джаз, рок-музыка.

Термины «хип-хоп» и «рэп» не являются синонимами, так как Рэп — это речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку, его могут использовать не только хип-хоп исполнители.

История Хип-Хопа

В 1974 году в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса зародилась субкультура хип-хопа. Он развивался на улицах Нью-Йорка как сочетание четырех элементов — диджеинга, эмсиинга, брейкинга и рисования граффити. Появление музыкального жанра «хип-хоп» датируется 1979 годом, именно тогда была выпущена первая в истории хип-хопа композиция — «Rapper’s Delight» группы The Sugarhill Gang.

В то время жанр, в котором был выполнен трек «Rapper’s Delight», называли «новой школой фанка». Основой этого направления был речитатив, наложенный на диско или фанк. Представителями этого стиля являются Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa, Kool Herc и другие исполнители. В 1983 году командой Run-D.M.C. были впервые использованы в музыке элементы жанра Hardcore Urban, а во втором альбоме 1984 года — семплы с хеви-метала. Именно использование семплирования сильно повлияло на развитие хип-хопа. Вскоре возник новый жанр — «нью-скул». Хип-хоп перестал быть андеграундным жанром, рэперские клипы теперь показывают по MTV, а треки крутят по радио.

«Золотой эрой хип-хопа» считают период с 1986 по 1993 год. В это время происходит расцвет хип-хопа как музыкального направления, также внутри него появляются новые жанры.

В основе всех возникших направлений теперь лежит электронное семплирование. С этого времени музыканты стали чаще использовать семплы с джаза или рока. Жанр занял свое место в мире мэйнстрима благодаря сочетанию агрессивности текстов и коммерческой направленности треков. В хип-хоп субкультуре появляется такое явление как «биф». В то время противостояния рэперов считалось обычным делом. Одними из самых известных бифов были «мостовые войны» между командами Boogie Down Productions и Juice Crew .

В скором времени возникло несколько новых поджанров хип-хопа, самыми значимыми из которых являются джи-фанк, возникший благодаря экспериментам западных рэперов с фанком и игрой на синтезаторе, и хорроркор, создателями которого являются хьюстонский коллектив Geto Boys и нью-йоркский рэпер Necro.

В период «второго золотого века» хип-хоп музыки было выпущено несколько альбомов, которые сейчас все признают «классикой жанра». Это такие работы как Illmatic (Nas), Enter the Wu-Tang (36 Chambers), Buhloone Mindstate (De La Soul), Midnight Marauders (A Tribe Called Quest), Doggystyle (Snoop Dogg) и Southernplayalisticadillacmuzik (OutKast).

Это время можно также охарактеризовать полным доминированием западной хип-хоп сцены над восточной. Этот факт вызывал глубокие противоречия между артистами обоих побережий, что привело к конфликту крупнейших лейблов — Bad Boy Records и Death Row. В итоге были убиты два ведущих артиста обоих побережий — Тупак и Бигги.

После того, как закончилась война между побережьями, разрыв между андеграундом и мэйнстримом стал проявляться гораздо сильнее, чем раньше. Первым толчком к такому пути стала популярность гангста-рэпа, который ворвался на MTV после выхода альбома Coolio Gangsta’s Paradise. Именно это привело к коммерциализации жанра, и он стал постепенно отходить от истоков. В конце 90-х готов известный продюсер Dr. Dre и вовсе заявил, что «гангста-рэп мертв».

С наступлением новой эпохи в хип-хопе в хип-хоп мэйнстриме не стало доминирующих групп артистов, таких как в начале 90-х годов. Огромной популярностью обладали рэперы Калифорнии. Хип-хоп мэйнстрим представляли на Востоке Jay-Z и Rick Ross, на Западе Game Odd Future, на Юге Lil Wayne и T.I. и на Мидвесте Eminem и Kanye West.

В это время также появляются новые жанры хип-хопа – кранк и снэп. Музыка популярного жанра приобрела ярко выраженную коммерческую окраску. Вместе с этим появились смешения с модным R&B и с такими жанрами электронной музыки как хаус и дабстеп.

Наряду с этими изменениями продолжается развиваться и андеграундная сцена. Самым популярным хип-хоп исполнителем андеграунда является лидер лейбла Strange Music Tech N9ne. Огромное количество поклонников есть у так называемых «супергрупп», к которым отнесятся коллективы Goondox, La Coka Nostra, Army of the Pharaohs и Soul Assassins.

В хип-хопе есть множество поджанров: олд скул, нью скул, гангста-рэп, хардкор-рэп, мафиозо-рэп, политический рэп, альтернативный рэп, джаз-рэп, поп-рэп, джи-фанк, хорроркор, южный рэп и грайм.

Хип-хоп в России

В 80-х годах хип-хоп музыка дошла и до Советского Союза. Первыми в России начали заниматься хип-хопом представители других жанров — Минаев, Кинчеви другие. Но спустя некоторое время появились первые «чистые» рэперы, ими стали группа «Мальчишник» и Богдан Титомир. Со временем появлялись представители поджанров хип-хопа — «старая школа» (Каста), политический рэп (Многоточие), хардкор-рэп (Da Lost Boyz). Некоторые рэперы, такие как Серега и Ван Моо пытались смешать хип-хоп с русской народной музыкой, также появились смешения с регги.

Музыкальный стиль Трип-Хоп

Июнь 21st, 2012 →

Популярный музыкальный стиль, возникший в Великобритании в начале 1990-х годов. Сначала этот стиль имел название — бристольская волна или бристольский саунд. Трип-хоп являлся смесью экспериментального джаза, хип-хопа, рока, даба и соула, которые продвигались в те годы группами Portishead и Massive Attack из Бристоля.

Термин трип-хоп появился в июне 1994 году, его придумал журналист Andy Pemberton’om из музыкального британского журнала Mixmag, чтобы описать вышедший в 1993 году сингл DJ Shadow In/Flux.

В трип-хопе активно совмещаются записанные в живую инструменты с засэмплированными. Для него характерны: медленный темп, отчётливые бас-партии, приглушённо звучащий брейкбит, звуки, взятые со старых пластинок (соул, джазовых, эстрадных), некоторая отрешённость вокальных партий и мрачная депрессивная окрашенность. Также в качестве вокала используется рэп в виде приглушённого голоса или даже шёпота. Сейчас многие исполнители часто используют элементы трип-хопа в сочетании с другими стилями. Так, в альтернативном роке – это Curve, Garbage, Tapping The Vein; в синти-попе — Jay-Jay Johanson, Goldfrapp, IAMX; в дрим-попе — Rya, Violet Indiana, Hungry Lucy; в пост-роке — God is an Astronaut.

История Трип-Хопа

На возникновение трип-хопа повлияли как ритмы регги и даба, так и более древняя ритуальная музыка Востока.

Крестной матерью трип-хопа считают Elizabeth Fraser, вокалистку Cocteau Twins. Её вокал украшает классические композиции жанра в работах Massive Attack и во многих других проектах, относимых к трип-хопу или смежных с ним жанрам.

Позднее произошло слияние стилей дрим-попа, шугейза и трип-хопа, которые все же пересекались и заимствовали друг у друга различные элементы и стилистические приёмы.

До 90-ых годов была эпоха нью-вейва, она тоже наложила отпечаток на трип-хоп. Как признаются многие музыканты, на их творчество оказали очень сильное влияние пост-панк и нью-вейв. Поэтому схожие с трип-хопом элементы, можно обнаружить в композициях у Depeche Mode, Siouxsie and the Banshees, The Cure, The Sisters of Mercy, Cocteau Twins и многих других. Прежде всего, это обуславливается влиянием даба на первые пост-панк и готик-рок-коллективы. именно бристольские коллективы вывели стиль на всеобщее обозрение.

В Пост-трип-хоповой фазе элементы стиля проникли повсюду и смешались со многими поздними веяниями. Сейчас фактически любой элемент совершенно любого стиля можно использовать при создании трип-хоповой музыки. Но характерными чертами трип-хопа по-прежнему являются замедленный ритм, тяготение к высоким женским голосам, эхо-эффекты, синкопированный бит, скретчи, использование смычковых струнных и клавишных инструментов. В итоге это все создает мрачную атмосферу, которую можно охарактеризовать девизом лейбла Melankolic «Glad to be sad» («Рад быть грустным»), где были изданы классики стиля Massive Attack.

Стили дрим-поп и этереал во многих современных модификациях используют главные приемы трип-хопа. В творчестве коллектива Halou, например, представлен переходный вариант, в котором в равных пропорциях смешались trip-hop, ethereal и synth-pop на основе наработок группы Cocteau Twins.

Но не все группы-наследники Cocteau Twins использовали в своих работах трип-хоп, как раз к таким относится Switchblade Symphony. Но, если исходить из главных особенностей их звукопостроений стиля, то можно выделить такие группы как: Halou, The Machine in the Garden, My Scarlet Life, Clair Voyant, Jute, отчасти Garbage, Curve, The Breath of Life, Collection D’Arnell-Andrea, Autumn и многие другие.

Стили трип-хопа

Их всего два. Первый – это Futuristic trip-hop. Для этого направления характерна «декламативность» вокала. Главными представителями Futuristic trip-hop являются Golden Palominos и Recoil, который создал проект Алан Уайлдер, ушедшего из группы Depeche Mode.

Вторым направлением является Ambient trip-hop. Так получилось, что со временем некоторые из ответвлений трип-хопа стали более мягкими и плавными и поэтому перешли к текучим формам. Представителями такого направления являются группы Blue Foundation, Laika и Halou.

Характерными альбомами трип-хопа можно считать выпущенный в 1991 году группой Massive Attack альбом Blue Lines, а также альбом Portishead, который был записан коллективом Dummy в 1994 году. Кроме этого, в 1995 году группа Tricky в этом жанре создала альбом Maxinquaye. Также стоит отметить альбом Who Can You Trust группы Morcheeba 1996 года, выпущенный группой Portishead в 1997 году одноименный альбом Portishead и альбом Mezzanine, созданный коллективом Massive Attack в 1998 году.