Бела Барток

Бела Барток (1881-1945). Венгерский композиторв и пианист Бела Барток

Биография Белы Бартока

(25.03.1881-26.09.1945)

Венгерский композитор и пианист, заново открывший сельскую музыку Балкан и благодаря синтезу восточных традиционных напевов с современными западными звучаниями создавший новаторские формы гармонии, мелодики и ритма. Ведущий представитель классического модерна, обновивший музыкальный язык, хотя при всем том и остававшийся большей частью в рамках тональной системы.

Бела Виктор Янош Барток родился в Надьсентмиклош (Венгрия; ныне Румыния) в семье немки и венгра; мать была учительницей, а отец Ч директором сельскохозяйственной школы. Наряду с получением общего начального образования мальчик обучался в Прессбурге по классу фортепиано и композиции. С 1899 года он проходил курс наук в Будапеште (закончил в 1903).

С 1905: Венгерская народная музыка. В 1903 году не без влияния музыки Рихарда Штрауса Барток сочинил симфоническую поэму лKossuth+, а год спустя Ч для струнного квартета и фортепиано, вызывающую ассоциации с музыкой Ференца Листа. Оба произведения можно в равной мере отнести и к отмеченному романтикой раннему периоду творчества композитора, и к начавшемуся в 1905 году периоду научных занятий венгерской народной музыкой. Великой задачей Бартока было лпобратать народы+ с помощью музыки. С этой целью он вместе со своим товарищем по учебе Золтаном Кодаем собирал песни народов Придунайской монархии. Побочным продуктом этих изысканий стало основание так называемого этномузыковедения, которое в дальнейшем Барток пропагандировал в своих многочисленных публикациях. Пользуясь традиционны

ми гармониями, мелодиями и ритмами, он в своих сочинениях развивал их, связывая с западными влияниями. Таким образом возник новый музыкальный язык, притом что Барток, равно как и Арнольд Ш+нберг, отнюдь не отрекался от мажорного и минорного звукоряда.

1911: Единственная опера. Пианист-виртуоз, с 1907 года профессор по классу фортепиано в Будапеште, Барток, вдохновленный

ется одной из основополагающих композиций Новой музыки. До 1930: Конец экспрессионистского периода. Барток постоянно экспериментировал с разнообразными стилевыми средствами: помимо ритмических влияний народной музыки центральными элементами в его композициях выступали и битональная система (использование двух тональностей в одном произведении), и хроматика (изменение основных тонов вокруг полутоновых ходов), и пентатоника (пятиступенчатая тональная система без полутонов), не считая атональности в чистом виде. Главным произведением этого периода можно считать балет лЧудесный мандарин+ (1919) Ч шестичастную пантомиму, сочиненную два года спустя после триумфального балета лДеревянный принц+. После премьеры в 1926 году в К+льне лЧудесный мандарин+ был запрещен обер-бургомистром Конрадом Аденауэром, так как церковь нашла безнравственной историю о трех ворах, которые с помощью некой девки пытались отравить богатого, сладострастного мандарина. Опубликовав в 1923 году танцевальную сюиту, Барток, активно участвовавший в 1919 году в строительстве Советской республики, получил окончательное интернациональное признание. Три года спустя он приступил к тринадцатилетней работе над большим (153 пьесы) учебным трудом по композиции и игре на фортепиано под названием лМикрокосмос+. А с 1926 года он работал над сочинением фортепианного цикла лПод открытым небом+. 30-е: Отход от авангарда. После 1930 года Барток все больше ориентировался на традиционную ладовую систему. В 1934 году он оставил педагогическую деятельность, занявшись исследованиями народной песни в рамках своей работы в Академии наук. Будучи противником фашизма, Барток запретил исполнение своих произведений в Германии и Италии. В этот период были написаны снискавшие наибольший успех и ставшие популярными такие его произведения, как, например, музыка для струнного инструмента, ударника и челесты (1936), пронизанная джазовыми элементами соната для двух фортепиано и ударника (1937), а также прославленный Второй скрипичный концерт (1939).

В 1940 году Барток бежал из Будапешта от пронемецкого правительства в США, где выступал за свободную Венгрию и преподавал в Колумбийском университете, однако это не избавило его от жизненных трудностей. В 1943 году родилось его последнее значительное сочинение - концерт для оркестра в пяти частях. Два года спустя 64-летний Барток, тяжело больной лейкемией, умер в Нью-Йорке.