Губайдулина Софья Асгатовна (1931)

Композитор Софья Асгатовна Губайдулина

Композитор Софья Асгатовна Губайдулина родилась 24.10.1931 года в г.Чистополь, республика Татарстан. Софья Асгатовна родилась в русско-татарской семье, дед Губайдклиной был муллой, но она уже в зрелом возрасте (в шестидесятые) приняла православие. Училась Софья Асгатовна сначала в городе Казань, где окончила музыкальную школу, казанское музыкальное училище и затем консерваторию по классу фортепиано.

В 1954 году Губайдулина переехала в Москву, где продолжила образование в Московской консерватории. В Москве Софья Губайдулина училась композиции, после окончания московской консерватории поступила там же в аспирантуру. Широкое признание к композитору Губайдулиной пришло после пятидесяти. Катаклизмы гайдаровской перестроечной экономики подтолкнули многих деятелей искусства к поискам благополучной жизни за границей. С 1992 года Губайдулина живет в Германии, в Аппене под Гамбургом. Долгое время остававшаяся неизвестной, внезапно открытая около 1985 года, в начале 'перестройки', она сейчас исполняема лучшими музыкантами мира.

В творчестве Губайдулиной переплелись духовные нити, органически связавшие ее с абсолютно разными культурами. При выборе религиозных тем она обращается к таким, которые оказываются общими для всех ветвей христианства - и восточных, и западных: 'Аллилуия', 'Страсти по Иоанну', 'Семь слов Христа' и другим. Созвучной ее мироощущению стала философия экзистенциализма, с ее 'невидимостью света в конце туннеля'. С этим связано и напряженное внимание к теме Апокалипсиса. Однако утешающей оказалась философия Дао, едино живущего всюду - на небе и на земле.

Особый интерес Губайдулина проявляет к голосам музыкальных инструментов. Наряду с одушевлением скрипки, виолончели, фортепиано, она дает новую жизнь баяну, домре, японскому кото, китайскому чжэну, храмовым ударным, возрождая их сакральность. Пьянящую экспрессию звука Софья любит упорядочивать рационалистическим пифагореизмом - строгой числовой гармонией времени, в которой использует и космическую пропорцию 'золотого сечения'.

Софья Губайдулина создала свыше ста произведений. К наиболее известным и значительным принадлежат: Десять этюдов (прелюдий) для виолончели соло (1974), De profundis (Из глубины) для баяна соло (1978), In croce ('Крест накрест') для виолончели и органа (1979), 'Сад радости и печали' для флейты, альта и арфы (1980), Offertorium (лЖертвоприношение+), концерт для скрипки с оркестром (1980/82/86), лСемь слов Христа+ для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982), лПосвящение Марине Цветаевой+ для хора а сарреlla на стихи М. Цветаевой (1984), Симфония лСлышуЕ УмолклоЕ+ (1986), Третий струнный квартет (1987), лАллилуия+ для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветовых проекторов (1990), лИз Часослова+, концерт для виолончели, оркестра и мужского хора на стихи Р.М. Рильке (1991), лТанцовщик на канате+ для скрипки и фортепиано (1993), лТеперь всегда снега+ для камерного хора и камерного ансамбля на стихи Г. Айги (1993), лИ: Празднество в разгаре+ для виолончели и оркестра (1993), лВисельные песни+ на стихи Х. Моргенштерна для сопрано и ансамбля (1996), лКватернион+ для 4 виолончелей (1996), Концерт для альта с оркестром (1996), лСтрасти по Иоанну+ для солистов, двух хоров и оркестра на русский канонический текст (2000), лПод знаком Скорпиона+, концерт для баяна с оркестром (2003).

Губайдулина удостоена высших премий и званий, в том числе: Государственная премия России (1992), Премия Империале в Японии (1998), Большой Крест за заслуги в ФРГ (2002), Российская независимая премия 'Триумф' (2006).