Леонард Бернстайн (1918-1990)

Леонард Бернстайн

(25.08.1918-14.10.1990)

Американский дирижер и композитор, значительно содействовавший развитию музыкального самосознания США. В своем творчестве Бернстайн лразмыл+ границу между 'развлекательной' и 'серьезной' музыкой.

Бернстайн родился в еврейской семье, переселившейся из России в Лоренс (Массачусетс). Мальчик учился играть на фортепиано, пел в хоре, играл в оркестре и организовал любительскую труппу, ставившую оперы и оперетты. В 1935 году Бернстайн поступил в Гарвардский университет в Бостоне, где учился в фортепианном классе, а также изучал музыкознание.

1942: Ассистент у Кусевицкого. С отличием выдержав экзамены, он записался в К+ртисовский музыкальный институт в Филадельфии, где занимался дирижированием и фортепиано. В 1940 году его принял на свой дирижерский курс в Беркширском музыкальном центре в Танглвуде Сергей Кусевицкий, руководитель Бостонского симфонического оркестра. После того как в 1941 году из-за астмы Бернстайн был признан негодным к военной службе, он открыл свой курс в институте и стал выступать как пианист и дирижер. В 1942 году закончил сонату для кларнета и фортепиано лСемь фортепианных годовщин+, а также первую симфонию для альта и оркестра лИеремия+. 1943: Дирижерская слава. В 1943 году Бернстайн получил место второго дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра. Его сенсационный дири

жерский дебют состоялся 14 ноября того же года в лКарнеги-холл+, когда он заменил заболевшего Бруно Вальтера. За несколько месяцев перед тем Бернстайн познакомился с танцором и хореографом Джеромом Робинсом, который заказал ему музыку к балету лНевлюбляющийся+. Успешная премьера этого спектакля о трех матросах в баре, состоявшаясяв 1944 году в лМетрополитен-опера+, побудила Бернстайна трансформировать лНевлюбляющегося+ в мюзикл лВ городе+. Это произведение, первое исполнение которого состоялось на Бродвее в том же году, резко выделялось на фоне других мюзиклов благодаря ритмической выразительности и сильному джазовому колориту.

50-е: Международный успех. В 1945 году Бернстайн принял руководство Нью-Йоркским (Сити) симфоническим оркестром и в последующие годы исполнил многие произведения американских композиторов (в том числе Аарона Копленда и Чарлза Айвса), а также европейских неоклассиков. Впервые взявшись за исполнение произведений Густава Малера и начав с его 'Симфонии воскресения', Бернстайн в последующие годы активно содействовал международному признанию австрийских симфонистов.

Одновременно с этим он сочинил балет 'Факсимиле' (1946) и Вторую симфонию лВремя тревоги+ на стихотворение Уинстона Одена.

В 1948 году Бернстайн стал профессором Беркширского музыкального центра (до 1955). В 1951 году он принял приглашение Брендейсовского университета в Массачусетсе. В том же году Бернстайн женился на чилийской актрисе Филиции Монтеалегре (трое детей). Сочинения Бернстайна весьма широки по спектру: от одноактной оперы лВолнения на Таити+ (1952), мюзиклов 'Прекрасный город' (1953) и 'Кандид' (1956; по Вольтеру) до музыки к фильму Элиа Казана 'Кулаком в затылок' (1954) и серенады для скрипки и еще одного струнного инструмента и перкуссии (1954). И все же наибольшего успеха Бернстайн, участвовавший и в политических мирных акциях, и в деятельности Международного комитета по амнистиям, достиг в качестве дирижера.

1957: 'Вестсайдская история'. Самое значительное произведение Бернстайна появилось в 1957 году. Это мюзикл 'Вестсайдская история' - пьеса о Ромео и Джульетте, разыгранная на улицах Нью-Йорка. Год спустя он принял руководство Нью-Йоркской филармонией. Кроме того, Бернстайн проявил себя и как музыкальный педагог: его комментированные концерты для молодежи начиная с 1958 года транслировались по телевидению, а книга 'Радость музыки'(1959) стала бестселлером. Лишь в 1963 году Бернстайн представил следующее произведение - Третью ораторию 'Кадиш', своеобразный разговор на тему собственной иудейской религиозности. С 1969: Без постоянного ангажемента. Дав почти тысячу концертов по всему миру, Бернстайн в 1969 году расстался с Нью-Йоркской филармонией и стал работать с тех пор приглашенным дирижером, в частности в Венской филармонии. В 1971 году состоялась премьера его мультимедиальной театральной пьесы Месса. Три года спустя Бернстайн, вновь совместно с Робинсом, работал над балетом лDybbuk+, в основу сюжета которого положена еврейская легенда. В 1976 году, к 200-летию США, вышел его последний бродвейский мюзикл - Пенсильвания-авеню, 1600. Спустя еще семь лет состоялась торжественная премьера оперы Бернстайна 'Тихое место'. Фортепианные пассажи в одном из последних произведений, Thirteen Anniversaries for Piano (1988), посвящены близким людям композитора. Страдая болезнью легких, Бернстайн умер в 1990 году в Нью-Йорке, в возрасте 72 лет.